Исследования

НА СТЫКЕ ВРЕМЕН, ГОСУДАРСТВ, МИФОВ, РЕЛИГИЙ И СМЕЛЫХ ИДЕЙ / Ч.4. ПРОТОТИПЫ

ПРОТОТИПЫ

I. Монте Верита
В 19 веке и начале 20 века Тичино, итальянский кантон Швейцарии, стало убежищем для любого идеалиста - с 1900 года гора Монешча Сопра Аскона стала полюсом притяжения для тех, кто ищет “альтернативную” жизнь. Эти реформаторы, искавшие свой третий путь между капиталистическим и коммунистическим мирами, в итоге нашли дом в регионе северных озер Италии.
Карта коммуны Монте Верита.
Основатели были родом отовсюду: Генри Эденковен из Антверпена, пианистка Ида Хофманн из Черногории, художник Густо и бывший офицер Карл Гразер из Трансильвании. Объединенные общим идеалом, они поселились на “Монте Верита”, так они переименовали гору Монешча. Одетые в “реформаторскую” одежду и с длинными волосами, они работали в садах и на полях, строили спартанские деревянные хижины, расслаблялись с помощью эвритмии и интегральных солнечных ванн, подвергая свои тела воздействию света, воздуха, солнца и воды. Их рацион исключал животную пищу и был полностью основан на растениях, овощах и фруктах. Они поклонялись природе, проповедуя ее чистоту и символически интерпретируя ее как высшее произведение искусства. Все места коммуны носили специальные названия с отсылками к мифам или литературным героям, например, “Лужайка Парсифаля”, “Крепость Валькирий” и “Прыжок Харраса”.

Слух об этом необычном поселении распространился по всей Европе и даже за рубежом, в то время как с годами сообщество постепенно превратилось в санаторий, посещаемый теософами, реформаторами, анархистами, коммунистами, социал-демократами, психоаналитиками, за которыми последовали литературные деятели, писатели, поэты, художники и, в конечном счете, эмигранты-участники обеих мировых войн: Рафаэль Фридеберг, принц Питер Кропоткин, Эрих Мухсам, назвавший Аскону “республикой бездомных”, Отто Гросс, создавший “Школу освобождения человечества“, Август Бебель, Карл Каутский, Отто Браун, возможно также Ленин и Троцкий, Герман Гессе, Айседора Дункан, Хьюго Болл, Ханс Арп, Ханс Рихтер, Марианна фон Верфкин, Алексей фон Явленский, Артур Сигал, Эль Лисицкий и многие другие.
Жители Монте Верита в хороводе.
В коммуне были некоторые заимствования из античности, в частности культ тела, как это было в Древней Греции. Айседора Дункан говорила, что она была "вдохновлена новым образом древнего и заново открытого ритуала “гимнос” (“нагота”) в классическом мире". Собственно, термин "гимнастика" и произошел от этого греческого слова "гимнос". В той же античной Греции, каждый месяц исполняли необычный ритуал: обнаженные девушки обходили с плугом вокруг селения – считалось, что это защищает от врагов, а на первых Олимпийских играх атлеты соревновались нагишом, считалось, что таким образом они уподоблялись богам.

Монте-Верита еще интересна и тем, что она также является хорошо сохранившимся свидетельством истории архитектуры в природном парке площадью 75 000 кв. метров: от хижины Адама до Баухауза. Идеология первых поселенцев требовала деревянных жилищ в стиле спартанских шале с большим количеством света, воздуха и небольшим комфортом, но вскоре после 1900 года начали появляться более основательные постройки: Дом Сельмы (ныне часть музейного маршрута), Дом Аиды (в настоящее время используется), дом Андреа с его геометрическим фасадом, самое яркое здание (ныне преобразованное) и др.
Танцевальные практики коммуны Монте Верита.
Нужно отметить, что Монте Верита была отнюдь не единственной в своем роде. Создание художественных сообществ было международным явлением, охватившим Европу с конца 19 века по начало 20-го: настоящее массовое перемещение художников из традиционных городских художественных центров в сельскую местность с последующим формированием сообществ вблизи сельских населенных пунктов. К 1880 году временное или постоянное поселение в такой художественной деревне стало серьезным выбором для многих профессиональных художников. В 1900 году 11 европейских государств разместили на своих границах более 80 колоний такого типа.
II. Академия "Аркадия"
Академия Аркадия была литературной академией, основанной в Риме 5 октября 1690 года Джованни Винченцо Гравиной и Джованни Марио Кресимбени при содействии туринца Пола Коарди по случаю встречи в монастыре при церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио 14 ученых, принадлежавших к кругу королевы Кристины из Швеции, среди которых умбриец Джузеппе Паолуччи из Спелло, Винченцо Леонио из Сполето и Пол Энтони Винты из Орвието, римляне Сильвио Импрессион и Якопо Вичинелли, генуэзец Помпео Фигари и Паоло Антонио Блэк, тосканцы Мельчиорре Маджио из Флоренции и Агостино Мария Тайя из Сиены, Джамбаттиста Феличе Заппи из Имолы и кардинал Карло Томмазо Майяр из Турнона в Ницце. Академия - это не только школа мысли, но и настоящее литературное движение, которое развивалось и распространялось по всей Италии в течение 18 века в ответ на то, что считалось дурным вкусом, то есть барокко.

По терминологии и символике Академия отсылает нас к одноименной исторической области Древней Греции, где было развито пастушество. Именно поэтому члены Академии Аркадия назывались пасторами, младенец Иисус (которому сначала поклонялись пасторы) был избран защитником; флейта была выбрана гербом сообщества (бог Пан, покровительствующий пастухам, играл на флейте), а каждый участник брал себе в качестве псевдонима имя греческого происхождения. В европейской же культуре впоследствии само слово "Аркадия" стала символом некоего идиллического пространства, где люди ведут гармоничный образ жизни, окруженные живописной природой.

Литературные персонажи Академии появились в результате противостояния двух основателей, Джана Винченцо Гравины и Джованни Марио Кресимбени. Первые рассматривали Академию как движущую силу обновления не только литературного, но и культурного. Этот амбициозный проект был поддержан его концепцией поэзии как средства раскрытия основных истин. Он предложил в качестве литературных образцов Гомера и Данте. Ему также не нравились мирские аспекты, которые академия все больше брала на себя. Программа Кресимбени была явно более умеренной и нацелена на более простую реакцию на беспорядок в стиле барокко, восстанавливающую хороший вкус. Кресимбени стремился достичь определенного классицизма с помощью четкой, регулярной поэзии "Матрицы" Петрарки и вдохновлялся метрическими формами Габриэло Кьябреры. Программа Кресимбени возобладала, поскольку другие участники также ставили своей целью не развитие новой культуры, а новую классическую поэзию, простую и изящную.

Среди последствий этого разногласия был раскол в 1711 году, который привел к основанию второй Аркадии, спонсируемой учениками Гравины, которая три года спустя получила название Академия Квирини. В 1719 году две ветви вновь объединились, чтобы отдать дань уважения Гравине, который умер годом ранее.

С эстетической точки зрения писатели Аркадии являются классицистами, в то время как с философской точки зрения они рационалисты и ссылаются на Декарта, а также показывают творческий путь Пьетро Метастазио, ученика Джана Винченцо Гравины.
Слева: вилла Боско Паррасио, справа: эмблема Академии Аркадия.
Штаб-квартира Академии располагалась в поместье Орто-деи-Ливи на склонах Джаниколо, которое архитектор Антонио Каневари превратил в Боско Паррасио. Каневари расположил сад на трех этажах (отсюда и название, "bosco" означает "лес"), соединенных двумя лестничными пролетами. На первой террасе был построен театр овальной формы с тремя рядами сидений и мраморной трибуной. На втором уровне находится поддельная аркадская пещера, а на третьем - памятная святыня, напоминающая о пожертвовании Джованни V. Il Serbatoio, то есть здание, служившее архивом и секретариатом, было окончательно реконструировано в сегодняшнем виде Джованни Адзурри в 1838 году, который придал ему фасад в стиле экседры.
III. Улей
В искусстве, литературе и музыке Париж долгое время был родиной авангарда и к 1900 году все еще доминировал в этой сфере. Грандиозная международная выставка 1900 года только усилила значимость Парижа. Некоторые из наиболее известных сооружений Парижа были построены к выставке1900 года, в том числе Лионский вокзал, мост Александра III, Гранд-Пале и Пти-Пале. Парижский метрополитен начал работать одновременно с выставкой, а вокзал Орсе (ныне Музей Орсе) открылся в мае 1900 года.

В конце концов центр художественного творчества переместился через весь Париж с Мон-Мартра (18-й округ) на Монпарнас. Пабло Пикассо, например, был раздражен наплывом туристов, которые толпились в кафе по соседству с ним. Итак, он съехал из своей студии на Монмартре и перебрался через Сену на Монпарнас на Левом берегу. Многие из вновь прибывших художников жили там в ротонде под названием Ла Руш (или Улей), колонии художников на Монпарнасе (15-й округ).

Ротонда, дом для художников, могла существовать благодаря щедрости знаменитого и богатого скульптора Альфреда Буше (1850-1934). Когда Всемирная выставка 1900 года закончилась, Буше купил значительный участок земли в Данцигском пассаже и винный павильон, спроектированный Гюставом Эйфелем. Он восстановил круглую металлическую конструкцию высотой в 3 этажа и украсил ее кирпичом.
Ротонда снаружи и внутри.
Внутри "Ла Руш" располагал 140 спальнями-кельями и залитыми светом мастерскими. Большой салон, служивший выставочным залом для художников, открылся в 1905 году. Театр "Ручей искусств" был возведен в центральном саду. Скульпторы и художники съезжались сюда со всей Европы. Арендная плата была низкой, но Буше всегда проявлял терпение, даже когда художник не мог заплатить. Основной костяк поселенцев состоял из мигрантов с Восточной Европы, например Осип Цадкин, Жак Липшиц, Пинхус Кремень и др.

В Ла Руш были замечены многие именитые личности: Модильяни не жил в Ла Руш, но частенько туда приходил порисовать своих друзей. Одним из резидентов художественной коммуны был также Марк Шагал. В настоящее время Ла Руш до сих пор остается жилым и артистическим комплексом.
Справа: Осип Цадкин за работой в Ла Руш, слева: студия-спальня в Ла Руш.