Вид с птички на центр Гейдара Алиева навел меня на мысль, что не так-то все уж и хорошо с этим культурным центром, ведь он выглядит словно НЛО, приземлившееся в Мытищах – абсолютно инородное тело, которое, того и гляди, вот-вот улетит. Давайте посмотрим, что пишет пресса по этому поводу в красноречивой статье «Азербайджан подсчитывает человеческие издержки архитектуры»!
- Баку завоевывает международное признание как центр передового архитектурного дизайна, отчасти благодаря крупной награде, недавно присужденной лондонскому архитектору Захе Хадид за ее Центр Гейдара Алиева.
- Культурный центр – это не единственная новая постройка в городе. За последнее десятилетие центр Баку заметно преобразился, говорят, что главным инициатором такого преображения стала жена президента Мехрибан Алиева. Для сотрудничества приглашены многие именитые архитекторы, например, Норман Фостер в проекте White City и другие.
- Также в статье говорится, что Мехрибан Алиева очень любит Париж, поэтому в Баку теперь все как в лучших домах Парижу улицы Баку теперь украшают киоски в «парижском стиле», а возле станций метро есть свои стеклянные пирамиды, как у Лувра.
- Обновление городов часто сопряжено с большими человеческими жертвами, и Баку не исключение. Международные правозащитные организации, в том числе Freedom House и Human Rights Watch, задокументировали широко распространенные в последние годы случаи принудительного выселения местных жителей, чтобы освободить место для новых проектов. Периодически вспыхивали протесты по поводу принудительных выселений; полиция прибегала к агрессивным методам для подавления таких беспорядков.
- Такое насильственное городское планирование не проходит бесследно и для архитектурных памятников. Нефтяной бум в Азербайджане в первые десятилетия 20-го века помог превратить город в центр конструктивистской архитектуры, модернистского стиля, который пережил свой расцвет в раннюю советскую эпоху. В условиях нынешней волны перемен многие конструктивистские сооружения либо были существенно изменены, либо вообще снесены бульдозерами.
- Также в статье приводится странная фраза какого-то азербайджанского архитектора, что мол на постсоветском пространстве нет толковых архитекторов, которые бы были способны реализовать что-то подобное, что сделала Заха. И все мое «любимое» в стиле «все пропало, мы безнадежно отстали». На это можно сказать только одно – если все подобные заказы будут проектироваться Норманом Фостером и Захой Хадид, то никаких архитектурных бюро на постсоветском пространстве с такими проектами и не появится, а ОТКУДА??? Если все локальные инвесторы предпочитают поддерживать зарубежные конторы, а не местные.
- Судя по этой статье, Баку – типичный пример города, который в погоне за эффектом Бильбао страдает от феномена postcard architecture.
Ссылка на статью в Телеграм-канале.