БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДЫ ГОРОДА ПАМЯТНЫМИ ОБЪЕКТАМИ. БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ.

Данный материал отрывками взят мной из книги «Мемориальные ансамбли в городах-героях» А.К. Зайцева. Если вы встретите ее где-нибудь в букинистических магазинах, очень советую приобрести, помимо ценной информации в книге много иллюстраций и планов.

«Подвиг защитников крепости, тридцатидневная оборона которой сделала ее и город известными на весь мир, принципиально отличает Брест от других городов, поэтому понятно, что все средства выражения главенствующей темы здесь направлены на повествование о событии, происходившем на ограниченной части города – крепости. В соответствии с этим историческим фактом весь комплекс памятных объектов – и сохраненные руины крепостных сооружений, и созданный на территории Цитадели мемориальный ансамбль – стал композиционно-смысловым ядром всего города. Это не исключает, однако, значения таких памятных объектов, как монумент освобождения в сквере на Комсомольской улице, памятники на братских могилах, расположенных на улице Героев обороны Брестской крепости, монумент пограничникам на Московской улице и других, которые вносят свою лепту в процесс формирования духовного климата города в целом. Тем не менее, главное и решающее слово принадлежит самой Брестской крепости и ансамблю, воздвигнутому на ее территории. Именно крепость как материализованный факт истории явилась источником одухотворения городской среды.

Схема расположения памятных объектов в Бресте … создает предпосылки для формирования крупной историко-градостроительной зоны с мемориальным ансамблем в районе Цитадели…
Важнейшая составляющая мемориального ансамбля – подлинные сооружения крепости… Подлинные руины крепости и архитектурно-скульптурные элементы ансамбля взаимосвязаны контрастным сопоставлением пространств, ими организованных…

Композиционное построение … основано на трехчастной структуре… Большое значение авторы придавали поискам образа входной (первой) части ансамбля. Она выполнена в виде монолитного железобетонного блока, врезанного в земляной вал крепости… Второе звено – эспланада, идущая через сохранившиеся военные укрепления. Она… последовательно рассказывает о героизме и воинской доблести. Третье звено – трапециевидная в плане площадь Церемониалов. Ее внешние границы определяются расположением скульптуры «Жажда», Главного монумента и «Штыка-обелиска», музея, руинами Белого дворца…
Тема скульптуры («Жажда») – тянущийся к воде воин. Найденное образное решение переросло в значение символа. Люди, приходящие к скульптуре, наливают в каску воду. Образ как бы стал реальностью…

Архитектурно-пластические средства помогают выявить ценность и значимость подлинных исторических реалий, обостряют их восприятие и придают мемориалу еще большую содержательность».

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
архитектура