Этой краткой выдержкой из статьи в The New York Times восполним недостаток информации в рунете о Сантьяго Калатраве и его постройках. Статья в переводе называется: «Именитый архитектор, который доводит до белого каления своих клиентов».
- Проект Города искусств и наук обошелся Валенсии в 3 раза дороже заявленной суммы. Все бы ничего, но таких денег у местных властей никогда не было, и по итогу город все еще должен архитектору около 700 миллионов долларов. Из-за этого местные активисты считают эту достопримечательность памятником расточительности.
- Игнасио Бланко, член местного парламента, который и завел нашумевший сайт Calatravatelaclava, утверждает, что Калатраве заплатили за его работу около 94 миллионов долларов, но он откровенно не понимает за что. Ведь в оперном театре спроектировано 150 мест с закрытым обзором, а музей науки изначально строился без пожарных лестниц и лифтов для инвалидов.
- По словам местных политиков даже за исправление своих же собственных ошибок в проекте, архитектор берет с клиента деньги.
- У любого, особенно знаменитого архитектора, всегда найдется та самая неудачная постройка, из-за которой идут суды. Но Калатрава – это исключение из правил! У архитектора необычайно длинный список проектов, испорченных перерасходом средств, задержками и судебными разбирательствами.
- Так, например, на момент написания статьи Нью-Йоркский Oculus отставал по графику строительства на 6 лет, а бюджет был превышен в 2 раза.
- Власти Валенсии ожидали, что Город искусств и наук принесет им уйму туристов, как Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, а в итоге принес им кучу проблем, последней из которых стал фасад оперы, который начал «морщиться» и отваливаться на глазах у туристов.
- Сам Калатрава отрицает свои ошибки и называет шумиху вокруг Валенсии «политическим маневром коммунистов».
- Печальная участь постигает пешеходов на мосту Калатравы в Бильбао. В городе, где часто идет дождь, а иногда и снег, пешеходы продолжают падать на скользкой поверхности стеклянных плит этого моста. Городские власти говорят, что с момента открытия моста в 1997 году около 50 горожан получили травмы, иногда ломая ноги или бедра, а стеклянные кирпичи часто трескаются и нуждаются в замене. Два года назад город решил постелить через мост огромный черный резиновый ковер.
- Другой объект в Бильбао – терминал аэропорта Ла Палома – был запроектирован без зала прилета, который властям пришлось достраивать самим.
- Один из судов Калатрава все-таки проиграл и должен был заплатить по его итогу 4,5 миллиона долларов компенсации за обрушение конструкции конференц-зала в Овьедо на стадии ее возведения.
- Помните ту самую винодельню с волнистой крышей в регионе Алава? Владельцы подали в суд на архитектора, так как конструкция крыши постоянно протекает, что нарушает влажность и вредит хранению вина. Также в суд на Калатраву подали власти Венеции, для которых он построил Конституционный мост.
- Пока Калатрава занят судебными разбирательствами, его постройки и бывшие клиенты продолжают страдать. Крыша концертного зала в Валенсии протекает, а здание оперы вообще затопило во время шторма.
Ссылка на статью в Телеграм-канале.