БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

СТЕКЛО РАЗДОРА

С каждым годом я все больше и больше не люблю портал Dezeen, так как он, по моему сугубо личному мнению, все больше и больше становится похож на помойку. В погоне за хайпом и кликбейтом редакторы пишут всякую чушь и транслируют ее как суперэкспертное мнение. Вот и в этот раз я наткнулась на «потрясающую» новость – безобидные стеклянные фигурки на выставке стали предметом скандала, их автора ни много ни мало обвинили в … расизме.
Мы уже посмотрели с вами в предыдущем посте эти самые фигурки – это очень тонкая работа со стеклом, немного гротескное и современное прочтение национальных образов, и каждая из них отлично бы смотрелась в каком-нибудь стилизованном интерьере. А если вы еще и читали роман, с отсылкой на которой они сделаны, то, конечно, выставка приобретает дополнительный шарм.

Напомню, что изделия были включены в экспозицию под названием Il Collezionista, что переводится как "Коллекционер". Статуэтки представляют собой гипотетическую коллекцию предметов, собранных вымышленным коллекционером мейсенского фарфора Каспаром Утцем – главным героем романа Утц, написанным британским писателем Брюсом Чатвином. По сюжету Каспар Утц живет в Чехословакии во время Холодной войны, но находит способы путешествовать за пределы Восточного блока, чтобы приобретать новые изделия. В конце концов, Каспар становится заложником своей коллекции, которой он так сильно дорожит, что не может оставить в Чехословакии и уехать.

Но в серии постов в Instagram афроамериканский дизайнер Беркс и куратор Anava Projects, а также PR-агентство Hello Human раскритиковали данную выставку за демонстрацию «коллекции стеклянных фигурок, воплощающих расистские стереотипы».

Беркс дал развернутый комментарий порталу Dezeen: «Печальный сигнал, который послала эта выставка, заключается в том, что люди неевропейского происхождения не имеют права существовать вне европоцентристской, часто расистской, системы отсчета. Мы должны признать, что исторические объекты, представленные на выставке, возникли в результате насилия… и неравноправной системы культурной эксплуатации, заимствованной непосредственно из европейских колониальных практик дегуманизации «отношения к другим».

Я очень надеюсь, что все это такой маркетинговый ход по типу черного пиара, но если это реальность… Вы знаете, меня порой поражает то, как люди живут в параллельных вселенных и вообще не замечают происходящего вокруг. Я как человек, проживший в Милане 3 года, могла бы посоветовать Берксу зайти в любой университет, в любое бюро и попробовать на долговременной основе снять квартиру, чтобы найти реальный расизм/национализм. Даже в мелочах: помню своего «прекрасного» итальянского однокурсника, который ругался!!! не когда он получал плохой балл, а когда преподаватель ставила мне такую же оценку, как и ему. Почему? Хотите верьте, хотите нет – мы никогда не общались и не пересекались ни по какому поводу, просто он искренне был убежден, что поскольку я не местная (да и кто я такая вообще, как я смею), то я, конечно же, хороших оценок не достойна! А так да, во всем виноваты именно стеклянные фигурки.

Интересно, знает ли Беркс о существовании Поля Гогена? Ведь Поль Гоген (европеец) рисовал на своих полотнах прекрасных темнокожих таитянок (неевропейцев) – мне кажется, это вполне могло бы стать новым скандальным заголовком в стиле Dezeen.

Мы все абсолютно разные – у нас разный цвет кожи и волос, разрез глаз (даже в пределах одной национальности), и это прекрасно, что данные образы могут стать предметом искусства, где мы еще раз могли бы восхититься разнообразием и колоритом внешностей и национальных костюмов всех людей, проживающих на нашей планете. Было бы здорово, если бы все-таки модные псевдокритики не искали нарочито плохих вещей там, где их нет.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
заметка дизайн