БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

НАПЕРЕКОР ВСЕМ ВЕТРАМ: ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ В КОЛОМЕНСКОМ

"Словно мощная колонна, возвышается на высоком холме над Москвой-рекой церковь Вознесения на фоне противоположного берега, ровного и уходящего далеко вдаль (рис. 4)…

Доминирующее положение над окружающей местностью, не виданная до тех пор в России 62-метровая высота архитектурного сооружения создала мощный ориентир, возвещавший путешественникам о близости столицы— Москвы. Размеры храма говорят также и о небывалой смелости конструктивного решения.

Сооружение образовано из нескольких крупных объемов: нижнего—четверика, поставленного на него восьмерика и завершающего общую композицию шатра с небольшим барабаном наверху.

Но вот что интересно — ни один из этих объемов, как часто это бывало в церквах, не отделен четко друг от друга, например, горизонталью карниза, пояска или фриза. Все они благодаря изогнутым вверх, перебивающим горизонтали кокошникам и закомарам легко переходят один в другой, подобно тому, как у человека части его тела сливаются в одно целое.

Постепенное сокращение масс объемов и переход от более простого четверика — основы здания — ко все более усложняющимся по своей конфигурации формам — восьмерику и сходящему на конус шатру порождает динамичность и устремленность формы вверх. Форма приходит в соответствие с содержанием, которое символически выражено в названии — церковь Вознесения. И будто впрямь возносится храм в высокие дали московского поднебесья…

Обведем мысленно легкой, плавной линией контур храма, форма этого абриса удивит нас своей схожестью с формой кроны ели, привычной для Подмосковья. В этой форме кроме всего прочего заложена возможность успешного противодействия ветрам (рис. 5а).

Своим чутьем, интуицией, благодаря наблюдательности и любви к живой природе неизвестный зодчий угадал такую форму, которая соответствует, как сказали бы современные ученые, законам аэродинамики…

Исследование растущей на открытом месте ели и формы ее кроны в зависимости от действия ветра, проведенное в 1920-е годы штутгартским инженером Конрадом Керстеном, показало, что форма кроны образуется по типу геометрии колокола или кегли. Такая форма обтекаема — аэродинамична, исключает лобовое восприятие ветровых нагрузок, и ветры, значительно ослабленные, скользят по ее поверхности. В соответствии с этой формой меняется и по вертикали величина (сила) ветрового напряжения, уменьшающаяся по параболическому закону в самом опасном направлении — кверху, к тонкому стволу у вершины дерева. Благодаря такой форме кроны дерева сокращается сила опрокидывания, приходящаяся на ствол — опору ели, его основание и корни. Корни же у ели, как известно, располагаются ближе к поверхности земли и, переплетаясь радиально от центра ствола, образуют своего рода плиту…

Кривую колоколообразную форму, математическое уравнение для выражения которой найдено великим немецким математиком К. Ф. Гауссом, можно наблюдать и в других объектах живого мира. Аналогично, например, строятся вертикальные обводы тел пингвинов, стоящих на ветру по кругу, чтобы защитить находящийся внутри молодняк; аналогичны формы медузы, плавающей в гидродинамических потоках морей…

В давно прошедшие времена вряд ли были возможны математические расчеты сложных форм. Скорее всего, большой багаж знаний о живой природе, интуиция и непосредственное изучение конкретных форм позволили древним строителям не только создать красивый храм, но и придать ему аэродинамическую форму, противостоящую всем ветрам…

Но вернемся к храму Вознесения, в частности к элементам его украшений, выполненных из белого камня. Обращает внимание их непосредственное сходство с формами живой природы: кокошники и закомары напоминают морские раковины, крылья бабочек; капители пилястр украшены растительным орнаментом — цветами, листьями, завитушками-улитками, бусинками рябин. В этом проявляется изобразительная тенденция в подражании формам живой природы, а также и конструктивная (закомары)...

Храм Вознесения стал как бы частью природы. Трудно представить без него этот уголок Москвы. Но, построенный руками человека, творение его ума и души, он тем самым возвысился над природой и подчинил себе окружение…

Конечно, было бы неправильно утверждать, что храм Вознесения построен только на основе знаний о живой природе. Он вобрал в себя опыт строительства предыдущих столетий на Русской земле, на него оказала свое воздействие готическая и классическая архитектура Европы. В нем воплотились черты и художественные вкусы того времени. И лишь все это, вместе взятое, обусловило рождение величайшего памятника русской архитектуры".

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
заметка архитектура