БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

САКРАЛЬНЫЕ ПОСТРОЙКИ СОВРЕМЕННОСТИ: БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ИЛИ БЕЗВКУСИЦА?

Прежде всего, сакральные постройки современности – это очень деликатный вопрос для обсуждения. Деликатный он в основном потому, что в принципе от нас эта тема очень и очень далека – в нашей стране свято хранят и чтят традиции, и все наши храмы (РПЦ) выглядят ровно также как и 100-200 (и больше) лет назад, идя по улице мы ни с чем их не перепутаем: купола с крестами, колокольни, фрески, иконы. А вот с зарубежными церквями все не так однозначно, все условности и архетипы разрушены, как мы могли убедиться на рассмотренных примерах. И вот уже прогуливаясь по каким-нибудь европейским улочкам, вы отнюдь не всегда догадаетесь, что перед вами находится церковь. Давайте разберемся в плюсах и минусах этого явления.

Начнем, пожалуй, с плюсов! Одно из главных преимуществ – это новый плацдарм для работы архитекторам: как с практической точки зрения, так и с теоретической. Проект церкви дает возможность переосмыслить бытие и божественность, найти какие-то новые мотивы и новые приемы, а также сделать церковь более современной и близкой к культу индивидуализма, который завладел всем современным миром. К другому неоспоримому плюсу можно отнести и то, что отсутствие определенного строительного канона, помогает удешевить проект (например, делать его в голом бетоне), но в то же самое время не лишает его красоты и эффектности.

Что же с минусами? С тех пор как после Второй мировой войны Католической церковью был проведен Второй Ватиканский собор, после которого новое поколение епископов начало свое активное сотрудничество с новой школой молодых архитекторов, не утихают ожесточенные споры традиционалистов и модернистов. Дело в том, что по факту любой «кубик» в пространстве может стать церковью, и архитектору очень легко перегнуть палку в погоне за новизной и остаться непонятым. И здесь «кубик» — это не только условно-собирательное обозначение всех новых сакральных построек. Это вполне конкретная церковь, построенная Фуксасом, которая вызвала бурю негодования, ведь по мнению главы Папского совета Ватикана, это здание больше похоже на музей, а не на место поклонения Богу.

Церковь в Фолиньо от Фуксаса

Подводя итог, я бы сказала, что современные церковные сооружения – это очень интересный и одновременно очень опасный архитектурный эксперимент, так как в этой бесконечной погоне за новыми формами и новыми смыслами, легко потерять основную суть самой церкви.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
заметка архитектура