БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

ПЛЕЙСМЕЙКИНГ – ВОЙНА ЗА ТУРИСТОВ!

Вот и подошла к концу подборка про postcard architecture (архитектуру ради открытки) – в этот раз мы не только смотрели проекты, но и немного читали (надеюсь вам понравилось!). Чтобы подвести итог, выкладываю свой небольшой вольный и дополненный перевод статьи с Cladglobal.

Побочным эффектом знаковой архитектуры является то, что она может привлекать туристов. Однако, сегодня привлечение туристов может вообще стать основной целью возведения нового здания. Давайте далее исследуем тонкое искусство плейсмейкинга, когда туристическая достопримечательность способна создать или разрушить экономику целого города.

В 21 веке в разгар эпохи культуры потребления никто уже не представляет свою жизнь без путешествий, что привело к тому, что каждое место – городское и сельское, загородное и прибрежное, горное и пустынное – усердно работает над созданием достопримечательностей, которые люди захотят посетить.

За последние два десятилетия такая битва за туристическое «вау» в области архитектуры породила ввод в эксплуатацию термина “starchitects”. Работы Фрэнка Гери, Сантьяго Калатравы, Даниэля Либескинда, Ричарда Роджерса и Нормана Фостера теперь украшают городские пейзажи по всему миру. Назовем некоторые из них: Театр Bord Gáis Energy (Либескинд); MGM Mirage, Лас-Вегас (Джоэл Бергман); Денверский художественный музей (Либескинд); Музей искусств Перес в Майами (Herzog & de Meuron); отель Yanqi Lake Kempinski в Пекине (Shanghai Huadu Architect), Оперный театр Осло (Snøhetta) и многие другие.

Новая бизнес-модель направлена на то, чтобы превратить “нигде” в конкурентоспособное место мирового класса, и эта модель, по-видимому, все больше основывается на крупных инвестициях в смелую, свежую, часто провокационную новую архитектуру.

Первое объективное исследование силы и влияния архитектуры на туризм было проведено в Австрии в 2007 году. В ходе исследования было опрошено более 50 туристических предпринимателей и опрошено 150 туристических операторов, инвесторов и застройщиков.

Ключевые выводы этого опроса были убедительны, позитивны и однозначны. Они показывают, что:

Успех и повышение прибыльности напрямую связаны с использованием современной архитектуры для 88 процентов респондентов, при этом 97 процентов заявили, что это жизненно важный маркетинговый инструмент;

• С точки зрения факторов, которые привлекают посетителей, в исследовании выделяются:
(а) положительное первое впечатление,
(б) чувственные и эмоциональные связи с посетителями,
(в) запоминающиеся и захватывающие взаимодействия,
(г) функциональность, экологичность и благополучные аспекты архитектуры,
(д) ассоциация с образом жизни и духом времени;

• Современная архитектура напрямую связана с позитивным брендингом, позиционированием, маркетингом и коммуникацией;

• Возможности для туристических направлений связаны с позиционированием и конкурентным преимуществом; респонденты указали на следующие преимущества использования современной архитектуры в восприятии туристов: культурная жизнеспособность, изысканность, инновации, креативность, добавленная стоимость и качество.

Подходы плейсмейкинга различаются будь то городская или сельская среда. В сельской местности есть два выдающихся примера, где современная архитектура в настоящее время стимулирует туризм.
Первый пример - Брегенцервальд в Австрии, граничащий с Германией, Швейцарией и Лихтенштейном. В этом районе привлекательных пастбищ и лесов проживает около 24 небольших общин с населением 30 000 человек. С начала 1970-х годов сообщества региона создали надмуниципальную власть для улучшения качества жизни жителей. Снижение реальных доходов от сельского хозяйства в 1990-х годах привело к необходимости поиска альтернативных источников дохода.

В 1992 году началась инициатива Nature and Life Bregenzerwald, в рамках которой Bregenzerwald Tourism взяла на себя ведущую роль в создании “интегрированного экосоциального пространства для жизни и впечатлений”. Результат был впечатляющим. В настоящее время насчитывается около 10 пятизвездочных отелей, все с современным дизайном, включая отель Gams, отель Martinspark и отель Krone. Пешеходные и велосипедные маршруты региона связаны ландшафтной инсталляцией Horizon Field Энтони Гормли с 100 бронзовыми фигурами в натуральную величину, разбросанными по высоким Альпам. Была также завершена новая транспортная схема, в которой автобусные остановки получили уникальную современную архитектурную обработку, чтобы привести их в соответствие с парком новых эко-автобусов, которые курсируют между каждой деревней каждые 15 минут.

Второй пример - история туристических маршрутов Норвегии, которая началась в 1994 году как пробный проект, чтобы предложить автомобилистам альтернативу основным дорогам, что дало им доступ к потрясающей архитектуре по пути. В настоящее время в Норвегии существует 18 национальных туристических маршрутов (NTR), проходящих вдоль побережья и фьордов, через сельскую местность и горы, которые предлагают пейзажи мирового класса и архитектурные сооружения.
С городской местностью все немного сложнее. После успеха Бильбао (о котором мы здесь уже говорили) Копенгаген стал следующим городом, который наиболее правильно использовал свой потенциал архитектурного туризма. Прошедшее десятилетие считается одним из самых важных в развитии города, когда бывшие промышленные районы и гавани были преобразованы в городские районы, а звездные архитекторы и местные таланты создавали новые здания и общественные пространства. В городе образовалось много точек притяжения таких, как концертный зал Dr (Жан Нувель), Королевский датский театр (Лундгаард и Транберг), новое крыло музея Ордрупгор (Заха Хадид), аквариум Den Blå Planet (3XN).

В интервью журналу Leisure Management (выпуск 1, 2014) тогдашний мэр по вопросам культуры и досуга Пиа Аллерсев рассказала об инновациях, свидетелями которых стали в Копенгагене. “Если вы хотите иметь фантастический город, вы должны быть смелыми и рисковать”, - сказала она.

Но нужно сказать, что битва за туристов и потребность в немедленной славе зачастую толкает архитекторов и инвесторов к созданию довольно провокационных проектов, которые не всегда становятся успешными. Стремление отличаться во что бы то ни стало таит в себе опасность, так как город – это не открытка, это уникальное место со своей историей, обитателями, социо-культурными связями, транспортными узлами, экономической жизнью и многими другими факторами, которые обязательно должны учитываться при возведении масштабных сооружений архитектурно-туристического плана.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
заметка перевод