БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

"СЛЕПОЕ" ОЩУЩЕНИЕ МЕСТА

HAPTIC DESIGN RESEARCH: A BLIND SENSE OF PLACE

Раз уж мы заговорили об осязании, считаю нужным немного больше погрузиться в эту тему с научной точки зрения и упомянуть другой аспект этой проблемы – людей с ограниченными возможностями, для которых прикосновения играют жизненно важную роль главного источника информации об окружающей среде. Далее небольшие выдержки из научной статьи: «Исследование тактильного дизайна: слепое ощущение места».

— Несмотря на то, что с каждым годом кол-во теоретического материала в области архитектуры увеличивается, все еще очень мало исследований проводится по мультисенсорному восприятию архитектурной среды. И только немногие архитекторы учитывают тактильные, обонятельные, вкусовые и слуховые ощущения при проектировании. Отчасти в этом виновата и вся наша западная культура целиком, которая зациклена на зрительных восприятиях, что делает зрение превосходящим надо всем чувством.

— Внимание архитекторов к невизуальным ощущениям может внести свой вклад в создание более инклюзивной среды. В этом исследовании за основу берется опыт людей, которые родились слепыми, поскольку именно они научились быть более внимательными к невизуальным чувствам.

— Разделяют 2 типа тактильного восприятия: активное (динамическое) и пассивное. В то время как активное прикосновение требует движения от самого тела (мы берем ручку двери и открываем ее), пассивное возникает в результате движения в окружающей среде (мы садимся на диван и трогаем его рукой).

Одним из основных различий между визуальным и тактильным восприятием пространства является его доступный масштаб. Тактильное исследование ограничивает точку обзора, в то время как визуальный доступ расширяется простым поворотом головы.

— Для данного исследования были проведены интервью с 3-мя фокус-группами: первая состояла из взрослых, родившихся слепыми и живущими независимо; вторая состояла из детей, родившихся слепыми, поскольку предполагалось, что дети будут реагировать более спонтанно и менее культурны, чем взрослые; третья группа состояла из людей, которые годами работали с врожденно слепыми людьми. Интервью было об их среде обитания и отношении к жилью, также первую фокус-группу попросили провести экскурсию с гидом по их домашней обстановке.

— Исследование показало, что мебель так же важна, как и сама архитектура, и что при тактильном восприятии и то, и другое воспринимается как единое целое, а характеристики материала сама по себе может быть ориентиром. Подобно тому, как башня может быть визуальным ориентиром, разница в текстуре пола на городской площади может быть тактильным ориентиром. В описании среды участники часто использовали слова: путь, граница, узел, ребро, ориентир.

— Чтобы разобраться в материалах, в качестве отправной точки все пространство можно разделить на 3 типа плоскостей: плоскость покоя, плоскость движения и направляющая. Плоскостью движения можно назвать лестницу, дверь, плоскостью покоя – скамейку, стену коридора, на которую мы опираемся, направляющая – это перила самой лестницы.

Для каждой плоскости необходимо правильно назначить материал, учитывая его тактильные параметры и какой частью тела к нему будут прикасаться (стопой, рукой), а также характеристики материала - температура, текстура, плотность, проницаемость, отражение света и эластичность.

— Поскольку архитектору всегда легче «думать» на чертеже, в конце исследования приводится пример (картинка прикреплена ниже) акцентирования и прояснения назначения окружающей среды – выделение внутреннего пространства, путей перемещения и обозначение зон отдыха (длительного пребывания).
Архитекторы могут и должны стремиться к тому, чтобы проектировать среду, которая поддерживает ориентацию, а также создает атмосферу, управляя как движениями тела, так и чувствами.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
перевод