БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

О ЧЕМ ДУМАЛ МАСТЕР? ПУТЬ ОТ ВИЛЛЫ АДРИАНА К «ВАГОНЧИКУ»

Эта небольшая подборка, которой как вы помните мы дали название «Уроки Античности», родилась из моего архитектурного любопытства. Я думаю, что все так или иначе когда-нибудь пытались понять или нафантазировать себе, о чем думали те самые великие архитекторы, когда проектировали свои шедевры. Далее будет краткая выжимка из эссе Франческо Пассанти (pdf прикреплю здесь) под названием «Вилла Адриана и пространственный диалог в домах Ле Корбюзье», которая наиболее полно отвечает на вопрос: «О чем же думал мастер?».

- Ле Корбюзье принадлежит одна из революционных концепций пространства, которая именуется как «диалог комнат», которую он разрабатывал в проектах своих жилых домов. Здесь стоит напомнить, что тогда традиционный интерьер представлял собой несколько помещений, расположенных анфиладой, и мы уже встречались с этим, когда обсуждали музеи и интерьерный урбанизм.

- Ярчайший пример такого диалога можно найти, если посмотреть на гостиную-столовую-библиотеку в доме Кука, спроектированном в 1926 году, которому присущи центральность (гостиная доминирует) и игра (сложность композиции, ленточное окно на 2 этаже соединяет гостиную и столовую). Однако, дом Кука явился результатом долгого пути творческой мысли, который начался в 1911 году.

- В 1911 году Ле Корбюзье посетил Помпеи и Виллу Адриана, где приобрел новую основу для концептуализации внутренних пространств в его собственной архитектуре. Именно путешествие по Вилле приводит его к озарению, и он пишет в своих заметках: «Имейте в виду, что в любой римской комнате всегда есть три сплошные стены. Другая стена широко открывается и позволяет комнате участвовать в ансамбле».

- Центральность ансамбля и игра пространств – две «античные» вещи, которые впоследствии Ле Корбюзье будет активно использовать и дорабатывать до идеала в своих проектах, правда центральность проявится в его работе практически сразу, а вот игра пространств войдет в нее только спустя 10 лет.

- Справедливо заметить, что стремление к центральности у Ле Корбюзье зародилось еще до его встречи с древними руинами. Первым важным опытом в этом отношении были местные фермы в его родном регионе Юра в Швейцарии: на этих фермах, некоторые из которых датируются 1500-ми годами, жилые помещения расположены вокруг высокого центрального помещения, служащего кухней с открытым камином и местом сбора семьи. Эти фермы оказали огромное влияние на Ле Корбюзье, настолько глубокие, что сорок лет спустя он вернулся к ним, чтобы концептуализировать здание Ассамблеи в Чандигархе и церковь в Фирмини.

- В 1923 году концепция центричности и пространственной иерархии уступила место пространственной игре, которую можно заметить в первом важном модернистском доме Ле Корбюзье в Париже – двойном доме La Roche-Jeanneret для банкира Ла Роша и его брата Альбера Жаннере.

- Здесь в части Жаннере гостиная, столовая и кабинет были объединены воедино, но по-прежнему сохранили отдельные идентичности (обеденный уголок мог быть отгорожен от остального пространства занавеской). Спустя десятилетие в доме Жаннере находит отражение та самая заметка о римских комнатах без 4-ой стены.

- Ле Корбюзье идет дальше и в том же 1923 году проектирует дом для своих родителей неподалеку Веве на Женевском озере — дом, который также известен как "Le Lac" или "Маленький дом". Это простая прямоугольная коробка, расположенная параллельно берегу: отец Ле Корбюзье называл его “maison forme wagon” (домом в виде железнодорожного вагона).

- Будучи открытым из конца в конец, пространство дома "Le Lac" богато разделено на части двумя стеновыми панелями, перпендикулярными длине дома, занавесками, которые могут расширять эти панели для уединения, и переменной глубиной трех частей (глубина от окна до задней стены каждой секции). В результате основное пространство Маленького дома можно рассматривать как анфиладу из трех «римских комнат».

- Автор эссе шутливо делает заключение, что да, конечно, в конце мы получили дом в стиле железнодорожного вагона, но, чтобы до него дойти, понадобилась Вилла Адриана. Именно благодаря постоянному переосмыслению древних руин, Ле Корбюзье смог в полной мере использовать эмоциональный потенциал игры между пространствами.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
перевод заметка