БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПРОЕКТИРОВАТЬ ГОРОДА НА МАРСЕ?

Марсианская «лихорадка» стала такой популярной среди архитекторов, что подобные проекты теперь можно встретить почти у каждой известной студии – Стефано Боэри, Норман Фостер, Бьярке Ингельс, в общем каждый уважающий себя мастер сейчас включает себе в портфолио фантазийные проекты колоний на Марсе. Если вы хотите воплотить свою детскую мечту и тоже сделать проект поселения в стиле Звездных войн или Стар трека для своего портфолио, то вам точно пригодится этот перевод статьи с портала Fast Company, сохраняйте в избранное, чтобы не потерять!

Человечество сейчас, в очередной раз, пытается вырваться из скорлупы своей атмосферы, но цель изменилась: мы хотим отправиться на Луну и на Марс не только для того, чтобы установить флаг и оставить после себя несколько следов, но и для того, чтобы остаться.

Путешествие на Марс и создание нового плацдарма для человечества может раздвинуть границы технологий, человеческой психики и дизайна и потенциально научить нас, как жить лучше на Земле.

Обитание во внепланетном пространстве дает возможность экспериментировать с новыми социальными и экологическими механизмами, учитывая уроки, которые мы извлекли из ошибок на Земле. “Если вы хотите отправиться на Марс, давайте жить, и жить счастливо, и жить лучше, чем здесь, на Земле”, - говорит Вера Мульяни, архитектор и основатель конкурса Mars City Design Competition. “Давайте создадим лучшее место для человечества”. Такой "чистый лист" не только дает шанс отдать предпочтение элементам хорошего урбанизма, но и более того дает больше шансов переделать сам урбанизм, а следовательно, общественные пространства и тех, кто ими пользуется — последствия чего могут сказаться как на Марсе, так и на нашей собственной экологически изменяющейся планете.

Хотя Илон Маск убежден, что мы должны основать колонию на Марсе, чтобы обеспечить будущее человечества в случае удара астероида или связанных с климатом катаклизмов, нет никакой гарантии, что люди смогут даже надолго выжить на Марсе. Низкая гравитация ослабит наши кости, сердца и иммунную систему. Почва токсична, воздух непригоден для дыхания. А смогут ли люди рожать детей в условиях микрогравитации? Никто не знает. И каждая ракета с припасами, которую мы запустим на Марс, будет стоить сотни миллионов долларов. Для контекста, на строительство МКС, которая вращается вокруг Земли, потребовалось 150 миллиардов долларов, и это прямо на нашем космическом заднем дворе. Многие люди думают, что деньги на колонизацию было бы лучше потратить на то, чтобы попытаться спасти планету, которая у нас есть.

Мы не знаем, как изменится человеческая культура, технологии и, в конечном счете, даже биология, когда мы покинем Землю, но мы можем предвидеть некоторые основные элементы дизайна для начальных миссий.

Первые места обитания на Марсе или Луне, скорее всего, будут похожи на космические корабли, рассчитанные на 4 человек: маленькие и тесные, с социальной жизнью, сосредоточенной вокруг кухонного стола.

В эти первые годы межпланетных исследований первый челлендж, который возникнет у участников, будет связан с личным пространством. Начиная с августа 2015 года, студент-архитектор Бассингтуэйт и еще пятеро человек провели 12 месяцев взаперти в моделируемой марсианской среде обитания на Гавайях под названием HI-SEAS. Среда обитания была спроектирована так, чтобы быть как можно более открытой, чтобы бороться с ощущением замкнутости квазиастронавтов, но в результате такой подход оказался неудачным. Во время этой изоляции Бассингтуэйт написал докторскую диссертацию о том, как он мог бы улучшить дизайн этой макетной среды обитания на Марсе и дать каждому астронавту больше личного пространства.

Он предложил сохранить большую открытую общую комнату, но превратить ее в меньшие, более приватные пространства, чтобы это пространство можно было использовать для проведения таких мероприятий, как футбольная тренировка и вечер кино, или предоставить частные зоны для людей, чтобы они рисовали или читали (или, возможно, писали свои 305-страничные диссертации). Поскольку постоянные места жительства на Марсе должны быть скрыты под несколькими футами почвы, Бассингтуэйт предлагает использовать виртуальную реальность, чтобы помочь людям избежать ощущения замкнутости, и искусственное окно в крыше CoeLux, которое “идеально повторяет внешний вид естественного солнечного света. Это обманывает ваш разум, заставляя думать, что по другую сторону [имитированного] стекла находится гораздо большее пространство”.
По мере роста марсианских баз и создания человечеством более постоянных поселений за пределами планеты, общественные места для собраний, вероятно, станут более важными. Они будут объединять растущее население Марса под одной крышей, чтобы поддерживать чувство общности и принимать решения, которые влияют на всю группу. Если эти обширные общества смогут стать стабильными и самодостаточными, они, несомненно, со временем привлекут других исследователей и предпринимателей.

Возможно, прежде чем достичь Марса, поселение на Луне Земли могло бы быстрее и легче превратиться в экономический центр, благодаря своей близости. Используя, по существу, ту же инфраструктуру, что и марсианская база, эти лунные колонии, вероятно, начинались бы как исследовательские аванпосты, которые перерастают в промышленные города, добывающие гелий-3, изотоп, который может служить топливом для термоядерных реакторов, и воду, которую можно расщеплять на водород и кислород. Такие люди, как Йоханн-Дитрих Вернер из Европейского космического агентства и Джордж Нилд из Федерального управления гражданской авиации США, представляют, что эти базы превратятся в космический рынок за пределами планеты, возможно, превратив Луну в оживленное хранилище газа, где космические корабли, направляющиеся на Марс, могли бы пополнить свои баки перед долгим путешествием.

Если лунная промышленность действительно получит развитие, людям, работающим там, и их семьям понадобятся квартиры, офисы, фермы и залы собраний, чтобы сформировать функциональное общество. Шервуд считает, что эти удобства могли бы проложить путь для лунных туристов, что, в свою очередь, могло бы привести к дальнейшему развитию, включая театры, бассейны, рестораны, отели, бары и арены для занятий спортом в условиях низкой гравитации.

К сожалению, те величественные города со стеклянными куполами, которые мы видим на научно-фантастических рисунках лунных поселений, на самом деле испекли бы людей заживо, отмечает Шервуд, поскольку температура поверхности Луны может достигать почти 250 градусов по Фаренгейту. Город под куполом, возможно, и не был бы таким адским на Марсе, где максимальная дневная температура составляет около 70 градусов, но стекло все равно не обеспечило бы достаточной защиты от радиации. И, к несчастью для человечества, терраформирование, вероятно, потребует тысяч лет, чтобы сделать марсианский воздух пригодным для дыхания людей.

Европейское космическое агентство мечтает о создании “лунной деревни”, населенной исследователями, шахтерами, предпринимателями и туристами. В середине 2030-х годов НАСА намерено пойти дальше, отправив астронавтов на Марс в путешествие, которое займет два-три года, туда и обратно. Частные компании могут обогнать НАСА в освоении Красной планеты: SpaceX надеется отправить на Марс экипаж уже в середине 2020-х годов, прокладывая путь для колонии, которая может вырасти до миллиона человек в течение нескольких десятилетий (так считает Илон Маск).

Возможно, колонизация других миров на самом деле помогла бы нам спасти планету, которая у нас уже есть. Бесплодная поверхность Марса представляет собой крайнюю точку процессов, которые люди невольно инициировали на Земле: изменение климата, деградацию земель и опустынивание. Научные усилия по решению проблемы обитания на Марсе, независимо от того, успешны они в конечном счете или нет, могут предоставить бесценные подсказки, помогающие обратить вспять эти процессы на Земле или, по крайней мере, смягчить их наихудшее воздействие на человеческое общество.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
перевод заметка