БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ АРХИТЕКТУРОЙ И … СЕКСОМ?

Подъехала порция пятничного чтива с игривым подтекстом. И не торопитесь обвинять меня в кликбейте – все не так просто! Это перевод одного очень занимательного эссе под названием «Удовольствие от архитектуры», которое написал франко-швейцарский архитектор Бернар Чуми (может быть знаком вам по таким работам, как парк Ла Виллетт (https://decor.design/parc-de-la-villette-samoe-bolshoe-razrushennoe-zdanie-v-mire/), Новый музей Акрополя и др.). Эссе довольно провокационное, так как архитектор использовал секс в качестве описательной аналогии для архитектуры. Далее прилагаю наиболее интересные выдержки из статьи.

ЗНАКОМСТВО С ФРАГМЕНТАМИ

…Древняя идея удовольствия все еще кажется кощунственной современной архитектурной теории. На протяжении многих поколений любой архитектор, который стремился или пытался получать удовольствие от архитектуры, считался декадентом. Политически, социально сознательные люди с подозрением относились к малейшему следу гедонизма в архитектурных начинаниях… Идея о том, что архитектура может существовать без морального или функционального оправдания или даже ответственности, считалась неприятной.

За этими противоположностями скрываются мифические тени этических и духовных представлений Аполлона в сравнении с эротическими и чувственными импульсами Диониса. Архитектурные определения, с их хирургической точностью, усиливают невозможные альтернативы: с одной стороны, архитектура как вещь разума, дематериализованная или концептуальная дисциплина с ее типологическими и морфологическими вариациями, а с другой, архитектура как эмпирическое событие, которое концентрируется на чувствах, на опыте пространство.

…Как выразился Ролан Барт в "Удовольствии от текста". "Удовольствие не поддается анализу с готовностью", поэтому здесь не будет тезисов, антитезисов и синтезов. Вместо этого текст состоит из фрагментов, которые лишь слабо связаны друг с другом.

ФРАГМЕНТ 1: ДВОЙНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ (НАПОМИНАНИЕ)

Удовольствие от пространства: это невозможно выразить словами, это невысказанно. Приблизительно: это форма переживания - "присутствие отсутствия"; волнующие различия между плоскостью и пещерой, между улицей и вашей гостиной; симметрии и диссимметрии, подчеркивающие пространственные свойства моего тела: справа и слева, вверх и вниз.

Типичные высказывания об архитектуре часто звучат так, как в первом издании Британской энциклопедии 1773 года: "Архитектура, управляемая пропорциями, требует руководствоваться правилом и компасом". То есть архитектура - это "дело ума", геометрическое, а не изобразительное или эмпирическое искусство, поэтому проблема архитектуры становится проблемой порядка - дорического или коринфского порядка, осей или иерархий, сеток или регулирующих линий

Ни удовольствие от пространства, ни удовольствие от геометрии не являются (сами по себе) удовольствием от архитектуры.

ФРАГМЕНТ 3: УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ

"Благополучие городов" теперь в большей степени определяется логикой земельной экономики, в то время как "надлежащий порядок гражданской жизни" чаще всего определяется порядком на корпоративных рынках.

В результате большинство архитектурных начинаний, похоже, оказываются перед безнадежной дилеммой. Если, с одной стороны, архитекторы признают идеологическую и финансовую зависимость своей работы, они неявно принимают ограничения общества. Если, с другой стороны, они защищают себя, их архитектуру обвиняют в элитарности.

Архитектура напоминает пример "фейерверка", а не неясное "художественное дополнение" или культурное оправдание финансовых манипуляций. Фейерверки доставляют удовольствие, которое нельзя продать или купить, которое нельзя интегрировать ни в один производственный цикл.
ФРАГМЕНТ 6: ЭРОТИЗМ

… Эротизм - это тонкая материя. Это не означает просто наслаждение чувствами, и его не следует путать с чувственностью. Чувственность так же отличается от эротизма, как простое пространственное восприятие отличается от архитектуры. Эротизм - это не избыток удовольствия, а удовольствие от избытка. Это популярное определение должно прояснить мою точку зрения. Точно так же, как удовлетворение чувств не составляет эротизма, так и чувственное восприятие пространства не создает архитектуру. Ни пространство, ни концепции сами по себе не эротичны, но соединение между ними эротично.

ФРАГМЕНТ 7: МЕТАФОРА СОБЛАЗНЕНИЯ - МАСКА

Редко бывает удовольствие без соблазна или соблазнение без иллюзии. Подумайте: иногда вам хочется соблазнить, поэтому вы действуете наиболее подходящим образом, чтобы достичь своих целей. Вы носите маскировку.

Архитектура ничем не отличается. Она постоянно играет роль соблазнителя. Ее маскировки многочисленны: фасады, аркады, площади, даже архитектурные концепции становятся артефактами соблазнения. Подобно маскам, они устанавливают завесу между тем, что считается реальностью, и ее участниками (вами или мной). Поэтому иногда вам отчаянно хочется прочесть реальность за архитектурной маской.

Сознательно нацеленные на обольщение, маски - это, конечно, категория разума. И все же они играют двойную роль: они одновременно завуалируют и приоткрывают, имитируют и лицемерят. Маска может возвышать внешность. И все же само его присутствие говорит о том, что на заднем плане есть что-то еще.

ФРАГМЕНТ 9: АРХИТЕКТУРА УДОВОЛЬСТВИЯ

Архитектура удовольствия находится там, где концепция и восприятие пространства резко совпадают, где архитектурные фрагменты сталкиваются и сливаются в восторге, где культура архитектуры бесконечно деконструируется и нарушаются правила. Здесь нет метафорического рая, но дискомфорт и несбалансированность ожиданий. Такая архитектура ставит под сомнение академические (и популярные) предположения, нарушает приобретенные вкусы и теплые архитектурные воспоминания. Типологии, морфологии, пространственные сжатия, логические построения - все растворяется. Такая архитектура порочна, потому что ее реальное значение лежит за пределами полезности или цели и, в конечном счете, даже не обязательно направлено на то, чтобы доставлять удовольствие.

Архитектура удовольствия зависит от особого подвига, который заключается в том, чтобы поддерживать архитектуру одержимой самой собой таким двусмысленным образом, чтобы она никогда не поддавалась доброй совести или пародии, слабости или бредовому неврозу.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
перевод