БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРЕ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Архитектура и живопись – это два вида искусства, которые непрестанно черпают вдохновение друг у друга, как мы уже могли здесь убедиться. Живопись не существует без цвета, а вот архитектура без цвета существует, я бы даже сказала, что от него в архитектуре как будто специально стараются избавиться. Архитектура показывает работу с формой, с тенью, с пространством, а вот цвет появляется в этой связке все реже. По абсолютно разным причинам: это может быть банальная некомпетентность архитектора (ведь цвет усложняет визуальное восприятие проекта), либо неготовность самих заказчиков к чему-то яркому и т.п. Так нужен ли вообще цвет в архитектуре? Давайте разберемся.

Начнем с того, что цвет в архитектуре всегда был. Думаю, что ни для кого не секрет, что все исторические архитектурные сооружения, которые дошли до наших дней, на самом деле так не выглядели. По описанию Геродота (V в. до н.э.), египетские пирамиды имели разную окраску: пирамиды Хеопса и Хефрена были облицованы камнем серо-желтого цвета (под цвет пустыни), Микерина - камнем черного цвета; лицо Сфинкса было окрашено в красный цвет. Греческие статуи и храмы также были цветными, вавилонские зиккураты были выкрашены в 7 священных цветов. Причем здесь цвет мог иметь не только прикладной характер, но и символический.

Цветная реконструкция Парфенона

К слову сказать, в наши дни мы наблюдаем тот же самый символизм. Мы неосознанно (и в то же время сознательно) склонны приписывать разные цвета разным местам, например, белый и голубой цвет - чистым больницам, а теплые тона коричневого, зеленого, охры – ресторанам, гостиным и т.д. Из чего мы делаем вывод, что влияние цвета на психологию человека – это неоспоримый факт.

Цветные кварталы

Мы получим два абсолютно разных ощущения, прогуливаясь по нетипичному району с разнообразной и цветной архитектурой и прогуливаясь по серому рабочему району, где все одинаково. Кстати, такие «цветные» районы практически всегда становятся центром притяжения туристов (например, Бурано в Венеции, Бо-Каап в Кейптауне, Балат в Стамбуле). Усвоив преимущества этого трюка, сейчас многие архитекторы выкрашивают в яркие цвета социальное жилье (примеры можно посмотреть тут), чтобы вызывать у его посетителей и соседей положительные эмоции, так как обитатели такого социального жилья зачастую подвергаются стигматизации от местных жителей.

В целом, цвет в архитектуре, конечно, нужен! Но выбор окончательного цвета проекта — это огромная ответственность. Ведь здесь важно в первую очередь учитывать ощущение, которое оно вызовет у людей, которые будут его населять.

P.S. Для более пытливых умов вдобавок - в июле этого года прошла замечательная выставка в Metropolitan Museum, посвященная цветной реконструкции античных скульптур. Видео с выставки можно посмотреть здесь. Exhibition Tour | Chroma: Ancient Sculpture in Color at The Metropolitan Museum of Art | July 2022 А также каким образом ученые узнали про существование на них цвета - Tracing the Colors of Ancient Sculpture.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
заметка архитектура