БАЛЯСИНА С КАННЕЛЮРАМИ - блог об архитектуре

АРХИТЕКТУРНАЯ БИОМИМИКРИЯ

Тот, кто на канале уже давно, знает, что я порой заимствую идеи у Дами Ли. В этот раз вышло наоборот – мы с вами начали эту подборку, а потом уже подоспело видео Дами по аналогичной теме (наверное, так на всех влияет летняя пора). Далее приложу вольный перевод видеоролика "Биомимикрия: обман или гениальность?".

Природа, кажется, хранит какой-то особый секрет, который делает ее одновременно красивой и устойчивой, и мы всегда были одержимы попытками воспроизвести эту способность в наших собственных творениях. Спустя тысячи лет мы довольно успешно создали нашу собственную версию мира, но именно сейчас наступил тот момент, когда первый раз в истории у нас действительно появились технологии (искусственный интеллект, усовершенствованное ПО), позволяющие извлечь все секреты природы и повторить ее некоторые дизайны. Если мы можем это сделать – значит ли это, что мы должны это делать? Есть ли вообще смысл масштабировать такие проекты?

Часть 1. Антонио Гауди

Первый, кто приходит на ум, говоря о биомимикрии, это, конечно, Гауди. Он изучал муравьев, деревья, змей, скелеты, и когда ему поручили большой проект храма Саграда Фамилиа, он попытался воссоздать в нем все ранее изученные им образы. Единственная проблема тут состоит в том, что этот проект так и не завершен, он продолжается уже более 100 лет, и предполагается, что окончательно завершится в 2026 году. В этом основная загвоздка зданий, вдохновленных природой. Несмотря на то, что эти проекты могут быть невероятно красивыми по сравнению со стандартными квадратными постройками, их может быть чрезвычайно сложно построить, и на это может потребоваться неоправданно много ресурсов.

Часть 2. ICD/ITKE

Исследовательская группа ICD/ITKE каждый год строит различные бионические павильоны, используя не стандартные материалы, такие как бетон и сталь, а новые высокоэффективные. На их работах можно проследить еще одну проблему, которая возникает при биомимикрии в архитектуре. Так в 2012 году дизайн павильона был основан на анализе экзоскелета лобстера. Для того, чтобы соответствовать на практике, пришлось искать материалы с аналогичными свойствами, выявленными в панцире, в данном случае ими стали композиты из углерода и стекловолокна. А поскольку эти материалы никогда раньше не использовался таким образом, исследователям также пришлось придумать новый способ использования, снова введя свойства материалов в цифровую модель. Сам павильон был полностью изготовлен роботом.

Часть 3. Neri Oxman

Развивая идею биомимикрии еще радикальнее, студия Neri Oxman создала конструкцию высотой в 5 м, полностью состоящую из клеток живых организмов, известных как биополимеры. Она состоит на 80% из воды, на 20% из кожуры деревьев, яблок и клеток креветок, которые являются одними из самых распространенных биополимеров на нашей планете. Идея заключается в том, что на протяжении всего срока службы структура реагирует на окружающую среду, меняя форму, цвет или жесткость в зависимости от температуры, влажности или солнечного света. Биополимеры действительно обладают отличными изоляционными свойствами, а также могут регулировать влажность, и суть здесь в том, что эти биокомпозиции можно специально комбинировать и настраивать на тот тип поведения, который вам нужен. Представьте, что мы могли бы строить здания, башни или даже города как живые организмы, которые адаптируются и реагируют на окружающую среду, и в конце жизненного цикла здания они просто разлагаются в земле.

Но что, если бы мы вообще ничего не проектировали и вместо того, чтобы подражать природе, просто позволили бы ей создавать. Такой была основная идея шелковой конструкции, еще одного проекта Neri Oxman, где шелкопряды создали волокнистую структуру высотой 6 м. Проект был основан на исследовании о том, что шелкопряды распределяются в зависимости от условий окружающей среды, таких как гравитация, тепло и свет, поэтому, чтобы контролировать плотность ткани, проектировщики разработали специальную роботизированную систему.
Часть 4. Заключение (мной дополненное)

В природе за каждой формой, за каждым изгибом, за каждым волоском стоит логика, существует неразрывная связь между функцией и формой, которая приводит к дизайнам, обеспечивающим наиболее оптимальное использование ресурсов, и это, вероятно, потому что природа разрабатывала и повторяла эти дизайны миллиарды лет. Именно поэтому архитектурная биомимикрия кажется нашему глазу такой идеальной и притягательной.

Однако, самая умная часть природы заключается в том, что это замкнутая система, где смерть одного организма означает поступление питательных веществ для другого, где различные виды могут сосуществовать и процветают в симбиотических отношениях. И поэтому если биомимикрия в архитектуре и будет дальше активно развиваться, то скорее в сторону поиска и изучения новых биоразлагаемых материалов для строительства.

Ссылка на статью в Телеграм-канале.
перевод архитектура